Согласно данным Российского союза туриндустрии, в 2013 году за рубеж выехало свыше 18,3 млн российских туристов, что на 20% больше, чем годом ранее. При этом при планировании поездки туристы стали более осознанно подходить к выбору страхового полиса.
По данным компании Росгосстрах, темп роста числа клиентов, застрахованных перед выездом за рубеж (ВЗР), в 2013 году составил 148%. При этом на треть вырос спрос на полисы выезжающих за рубеж, которые предусматривают многократные поездки. На 44% за прошлый год в компании Росгосстрах выросло число застрахованных юных туристов в возрасте до 5 лет.
Наибольшее количество страховых полисов ВЗР компании было продано для поездок в страны Шенгенского соглашения (прежде всего - в Италию, Финляндию, Германию), а также для путешествий в Болгарию, Турцию и Таиланд.
По данным компании, продукт с расширенным покрытием в размере $50 тыс. в минувшем году выбрало в 1,5 раза больше клиентов, чем в 2012 году. При этом снизился спрос на программу с минимальным набором услуг (страховое покрытие в размере $30 тыс.). «Часто путешествующие туристы задумываются о качестве и наполненности услуг, - говорит директор департамента страхования выезжающих за рубеж компании Росгосстрах Маргарита Мармер. - При этом россияне, покупающие «комплексную» путевку, в состав которой автоматически включено недорогое страховое покрытие, зачастую оказываются в проигрыше при наступлении за границей страхового случая».
Страхование на максимальную страховую сумму ($100 тыс.) выбирают туристы, отправляющиеся в страны с высокой стоимостью медицинского обслуживания: США, Франция, Япония, Доминиканская республика, ОАЭ. Та же тенденция прослеживается и среди туристов в возрасте старше 50 лет, что объяснимо их умением взвешенно оценивать свое состояние здоровья, потенциальную вероятность обострения имеющихся хронических заболеваний и высокой стоимостью возможных расходов.
Росгосстрах составил топ-5 стран, где в прошлом году зафиксировано больше всего страховых случаев с туристами, которые имели полис ВЗР компании. Это Болгария, Испания, Италия, Таиланд и Турция. При этом самыми дорогими в 2013 году стали страховые случаи с туристами в Японии, США, Швейцарии, Норвегии, Доминиканской республике.
Частота обращения туристов, застрахованных в компании Росгосстрах, за медицинской помощью зависит от страны пребывания, времени года и возраста клиента. Так, например, помощь врача детям требуется в 6 раз чаще, чем взрослым. При этом среди «детских» обращений за помощью лидируют страны с жарким климатом: Болгария, Турция, Испания, Черногория, Таиланд. У взрослых туристов больше всего обращений зафиксировано в странах, где высока вероятность травматизма: это Австрия, Германия, Швейцария, Италия с их горнолыжными курортами, а также Таиланд, Турция и Испания.
Каждому 20-му клиенту компании Росгосстрах, обратившемуся к медикам во время отдыха за рубежом, потребовалось стационарное лечение, средняя стоимость которого примерно в 18 раз дороже простой амбулаторной помощи. Самыми показательными случаями в 2013 году стали:
- госпитализация туриста в США с диагнозом «острый аппендицит» – расходы на лечение составили $115 тыс., при этом клиент имел полис ВЗР с покрытием на $50 тыс.;
- множественные травмы, полученные застрахованным на территории Испании в результате ДТП по вине третьего лица – расходы составили более €50 тыс. при страховой сумме по полису клиента €30 тыс.;
- приступ аритмии на территории Японии – сумма расходов превысила $100 тыс., клиент был застрахован на $50 тыс.;
- инсульт на территории Болгарии – сумма расходов составила более €45 тыс., клиент был застрахован на €30 тыс.
«Общей тенденцией 2013 года стал более осознанный подход туристов к покупке страховки, - говорит директор департамента страхования выезжающих за рубеж компании Росгосстрах Маргарита Мармер. - Все больше клиентов покупают ее не просто «для визы», а серьезно смотрят на наполнение продукта: выбирают более солидную страховую сумму, страхование от отмены поездки, задержки рейса, потери багажа и другие опции».
В прошлом году в компании отмечен повышенный спрос на полисы, предусматривающие активное проведение отдыха: дополнительную опцию «Спорт» выбрало на 20% больше клиентов, чем годом ранее. При этом, как показывает статистика компании, спорт-риск перестал быть прерогативой зимнего отдыха в горах. Клиенты компании Росгосстрах понимают необходимость оформления такого риска при катании на велосипеде и роликах, пользовании мотобайками, водными мотоциклами, квадроциклами и другой мототехникой, при отдыхе в аквапарке.
Дополнительное страхование по риску «Несчастный случай» в прошлом году стали оформлять в 4 раза больше клиентов, по риску «Утрата багажа» рост числа застрахованных туристов составил 1,3 раза, по риску «Гражданская ответственность» - 2 раза. При этом отмечено снижение спроса на покупку риска «Отмена поездки». «Мы полагаем, - говорит Маргарита Мармер, – что это, в частности, связано с опытом туристов по самостоятельному планированию поездки при некоторой потери доверия к туроператорам. Этому же способствует развивающийся рынок Интернет-ресурсов, предоставляющих услуги по бронированию билетов, гостиниц, прокату автомобилей».
Самый «дорогой» полис ВЗР в 2013 году в компании Росгосстрах был оформлен в г.Пермь с максимальным покрытием по всем рискам, включая утрату багажа, отмену поездки, несчастный случай, спортивный риск. Этот полис действует в течение года и включает все страны мира. Стоимость данного страхового полиса туриста, выезжающего за рубеж, составила $2442.
Росгосстрах – крупнейшая по масштабам российская страховая компания с 92-летней историей.
В Группу компаний Росгосстрах входят ОАО «Росгосстрах», ООО «Росгосстрах», СК «РГС-Жизнь» (страхование жизни и добровольное пенсионное обеспечение), НПФ «РГС», ООО «РГС-Медицина» (ОМС). ООО «Росгосстрах» - это 83 филиала во всех субъектах Российской Федерации, включающих более 4000 агентств, страховых отделов, офисов продаж, подразделений урегулирования убытков.
Росгосстрах является лидером российского рынка страхования (более 43 млн клиентов) и традиционно оказывает существенное влияние на развитие страхового рынка России.