Российский рынок гражданских авиаперевозок, в последние годы набирает обороты, а пропорционально с ней растет и аэропортовый бизнес.
Финансовые вливания в этом секторе диктуют новые перспективы, открывая возможности компаниям в сегменте facility management.
По данным Гражданской авиации, на территории России функционируют 329 аэропортов, 70 из которых имеют статус международных. Исторически все аэропорты были государственными, однако последние десятилетие в отрасль приходят частные инвестиции.
Статистика показывает, к 2013 году, около 15% всех аэропортов перешли в руки частных владельцев, а три года назад этот показатель составлял 5% .
Объясняется это высокой маржинальностью бизнеса, и рентабельностью которая достигает 5-15% в зависимости от пассажиропотока.
Параллельно развивается и бизнес по управлению аэропортовыми комплексами.
Управление осуществляется, как посредством управляющей компании (УК), принадлежащей акционерам, так и с помощью профессиональной (внешней) УК.
Прямое управление приносит определенные плюсы, например, акционеры могут быстрее решить некоторые вопросы, чем это могла бы сделать сторонняя УК. В то же время работа профессиональных управленцев может быть гораздо эффективней с точки зрения оптимизации бизнес- процессов, поскольку одновременно она может оперировать несколькими аэропортами принадлежащих одному собственнику.
И если, появится необходимость строительства новых аэропортовых объектов, то можно будет сэкономить за счет получения оптовых скидок и специальных условий от поставщиков.
Таким образом, добросовестная работа профессиональной УК будет способствовать повышению эффективности бизнеса и достижению целевых показателей.
Аэропорт, как объект инфраструктуры довольно сложен в управлении и имеет несколько составляющих. Одна из них ориентирована на развитие бизнеса, - на строительство терминалов, эксплуатацию транспорта, приобретение наземной техники. Помимо прямого назначения, аэропорт является сегментом группирующим различные виды услуг и бизнесов, связанных с наземным обслуживанием пассажиров, - парковки, питание, развлечения, аренда.
Доходы складываются из этих двух компонентов. Авиационную часть доходов формируют платежи авиакомпаний – за взлет-посадку, пользование терминалом, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание самолетов. Неавиационные доходы аэропорты получают с арендаторов площадей аэропорта (более 60%), от аренды площадей парковок (около 20%) и других непрофильных бизнесов.
При этом почти всегда на аутсорсинг отдается заправка воздушного транспорта и поставка питания в самолеты.
Преимущества аутсорсига
Всего в составе любого аэропорта находится около десяти различных служб. На усмотрение менеджмента аэропорта остается решение – отдать эти службы на аутсорсинг или оперировать самим. Как правило, руководство аэропорта старается сконцентрироваться на основном направлении, а непрофильные направления отдавать на аутсорсинг. Такой подход позволяет, с одной стороны, контролировать денежные потоки, а с другой – показывает более высокую эффективность.
Структура аэропорта достаточно сложна и включает в себя,- оперативное управление аэропортом; управление аэродромной инфраструктурой; пассажирский терминал; наземное обслуживание воздушных судов; грузовой комплекс; топливозаправочный комплекс; фабрика бортового питания; служба авиационной безопасности; единый провайдер IT-сервисов; управление активами неавиационного бизнеса; управление капитальным строительством; оператор по заправке воздушных судов; управление IT-инфраструктурой, учебный центр и многое другое.
Мировая практика показывает, что аутсорсинг на объектах авиатранспортной инфраструктуры может быть вполне успешным.
Пример тому аэропорт (Финляндия), ежегодно принимает порядка 3,5 млн. Штат персонала составляет 25 человек, остальные службы работают на аутсорсинге.
Обычно, российские аэропорты отдают на аутсорсинг: техобслуживание, заправку самолетов, бортовое обеспечение и доставку питания, клининг, техническую эксплуатацию инженерных систем в аэровокзальном комплексе. В то же время за аэропортом остается контроль за многофункциональным комплексом со множеством технологий. И из-за сложных процессов этой специфики в них функционируют службы, куда аутсорсеры прийти просто не могут – это служба электро-светотехнического обеспечения полетов; радиолокационная служба; аэродромные службы, служба спецтарнспорта.
Конечно аэропортам экономически выгоднее нанимать профессионалов, чем содержать собственные службы. В частности, на аутсорсинг традиционно отдаются услуги клининга и технического обслуживания. «Компании, специализирующиеся на простых, невысокотехнологичных операциях, обладающие определенной репутацией, опытом и оборудованием для осуществления работ, бывают предпочтительнее создания внутренних служб. Сразу снижается нагрузка на отдел по работе с персоналом и бухгалтерию по сопровождению этих работников в кадровом и бухгалтерском учете.
Что отдают на аутсорс?
IT и безопасность
Аэропортовый бизнес – требует повышенной безопасности.
Любой аэропорт – это территория массового скопления людей, кроме того, это стратегически важный объект. Совокупность данных факторов требует особого подхода для обеспечения безопасности.
Системы видеонаблюдения в аэропортах должны быть организованы с использованием высокоинтеллектуального оборудования, стойкого к изменениям окружающей среды, а камеры предоставлять максимальный обзор. Для современного аэропорта обязательно наличие ситуационного центра – эффективного инструмента для мониторинга и сбора информации, что предотвращает возникновение различных кризисных ситуаций или снижает их последствия.
Кроме того, в любом аэропорту устанавливаются системы противопожарной безопасности, охраны периметра, контроля доступа и выхода на посадку и многие другие, предотвращающие действия злоумышленников. Среди отраслевых особенностей автоматизации транспортных объектов – задачи по обслуживанию пассажиров, например, их информирование, регистрация, учет, аналитическая отчетность. Если говорить о внутренних процессах аэропорта, то это диспетчеризация. Для оптимизации этих функций необходимо внедрять специализированные системы, и в этом смысле передача этих услуг на аутсорсинг профессиональной компании кажется оптимальнее, чем содержание собственной. При этом спецификой технического обслуживания ИТ и инженерных систем остается невозможность отключения оборудования, поскольку в аэропорту установлен круглосуточный режим работы.
Клининг и техобслуживание
Следующие направление, которое аэропорты отдают на аутсорсинг – это клининг и техобслуживание. Выбор падает на компании предоставляющей широкий спектр услуг, а именно: клининг, техническое обслуживание оборудования, элементов зданий, инженерных систем жизнеобеспечения, безопасность и коммуникации в аэропортах и все это подкрепляется материально - технической базой. Обслуживание аэровокзальных комплексов происходит по регламенту и специальным стандартам. Это некий технический документ, который обязательно разрабатывается внешней УК, совместно с владельцами аэропортов и компаниями-перевозчиками. В техническом документе четко прописана схема передвижения сотрудников, техники с учетом пикового времени, (когда основная масса проходит регистрацию на посадку или находится в залах ожидания).
– При этом точно прописать регламент можно только, зная расписание рейсов. Соответственно, обслуживание аэровокзальных комплексов проводится в жесткой привязке с диспетчерскими пунктами аэропортов.
Так же в регламенте прописывается выбор моющих средств, при котором предпочтение отдается неаллергенным и нетоксичным средствам. Это особенно важно при уборке и обслуживаниях воздушных судов, поскольку это замкнутое пространство, в котором пассажир будет находиться продолжительное время. В этом же документе указывается расстановка персонала в аэровокзальном комплексе. В небольших по площади аэропортах число персонала зависит от времени суток, а в крупных комплектация сотрудниками и техникой остается постоянно- высокой. Наконец, непосредственно в аэропорту существует HR-подразделение, которое строго отслеживает количество работающего персонала и в случае необходимости экстренно запрашивает дополнительные рабочие единицы. Чтобы подстраховаться, в самой компании существует многоступенчатая система оценки качества, что позволяет совместно с менеджментом аэропорта анализировать качество услуг и работать над их повышением. Не обходится без внедрения инноваций, которые способствуют улучшению предоставляемого сервиса.
Сервис питания
Еще одно направление, которое охотно отдается для работы профессиональным компаниям, это авиакейтеринг, то есть организация питания пассажиров и экипажей в самолетах. В основном едой пассажиров обеспечивает аэропорт, к примеру крупное предприятие способно обеспечить до 80 000 тысяч рационов в сутки. О динамичном развитии этого рынка говорит хотя бы то, что в настоящее время это сегмент подразделяется на несколько классов питания: эконом, бизнес, первый, VIP. Спецификой работы в этом сегменте остается то, что деятельность кейтеринговой компании в должна соответствовать индивидуальным требованиям авиакомпании-заказчика.
Социально значимый бизнес
Со стороны аэропортов существуют специальные требования к подрядчикам, предоставляющим услуги. Главные из них – подтвержденный положительный опыт оказания соответствующих услуг на аналогичных объектах, квалификация, наличие производственной базы, наличие достаточного количества кадрового ресурса для оказания услуг, наличие в штате подрядчика квалифицированных специалистов с соответствующими допусками для выполнения работ по техническому обслуживанию. Кроме того, есть дополнительные требования к качеству предоставления услуг, качеству и безопасности продукции.
Если говорить о технических специалистах, то здесь критерии высокие, учитывается абсолютно все: образование, здоровье, даже семейное положение. Как правило, все сотрудники проходят переаттестацию и обучение – как внутри компании, так и инициированные обучения заказчиком».
Возвращаясь к рентабельности аэропортового бизнеса, необходимо подчеркнуть, что в выручке аэропорта, которую формирует неавиационная составляющая, приносит владельцам аэропортов большую часть прибыли (иногда до 70%).
В этом случае авиакомпании будут стараться развивать неавиационную составляющую генерируя все больший пассажиропоток, а пассажиры, в свою очередь, будут покупать больше товаров в аэропортовых магазинах, питаться в кафе и пользоваться парковками, увеличивая тем самым неавиационные доходы аэропорта.